Thursday, November 26, 2009

Ныряние для малыша - ЗА и ПРОТИВ

Все мамы и папы стремятся вырастить своего ребенка здоровым и сильным. И одним из способов этого достить считается плавание.
Грудничковое плавание вошло в комплекс ухода за новорожденным только с 1939 года благодаря одной австралийской маме по фамилии Тимерман (которая впоследствии занялась грудничковым плаванием профессионально и ездила по многим странам с треннинговыми программами). И на просторах "необъятной" когда-то Советской страны обучение плаванию в домашней ванне и в бассейне при поликлинике вошло в программу ухода за советскими младенцами. Была внедрена разработана и внедрена методика "Плавать раньше, чем ходить" З.П. Фирсова - целая годовая программа с четким комплексом упражнений - столько-то проводок в одну сторону, столько в другую, "два притопа, три прихлопа". Комаровский тоже подробно описывает в своей книге, когда и как начинать плавать и нырять.  То, что грудничку полезно поплавать и побарахтаться в воде, у меня не вызывает сомнений.

Но вот что касается ныряний, или опять таки формализованного упражнения под названием "проныривание", мне кажется немного противоречивым. И как мама, которая желает только добра и спокойствия своему малышу, постараюсь кратко изобразить найденные мной ЗА и ПРОТИВ.

Итак, почему нырять ребенку нужно:

1)  У ребенка при рожении есть рефлекс "затаивания" (задержка дыхания), который постепенно угасает к 3 месяцам. Поэтому поддерживая этот рефлекс за пределами 3 месяцев, родители могут помочь ребенку научится самостоятельно плавать как можно раньше и сами будут спокойны, что ребенок не захлебнется водой при первом же заплыве. Техника эта известна - ребенку вводится новый рефлекс на команду "ныряй". Подробнее можно или у Фирсова или у того-же Комаровского (языком попроще).
2) Дети при нырянии лучше развивают свои легкие, укрепляют здоровье, защитные силы организма, воссоединяются с водной стихией и т.д. Для подробностей можно обратится к аквакультуре  И.Б. Чарковского на его сайте. Как я понимю, этот специалист, педагог, экспериментатор в том числе проводит работы с тяжело больными детками - лечит через принудительное "ныряние" - вот тут еще есть статья-отзыв участницы его семинара-практикума - интересно.
3) Детки - ныряющие груднички лучше развиваются интеллектуально, более уверены, спокойны.

А вот аргументы, почему крохам нырять не нужно:

1) Сильный стресс у малыша при потере поддержки и связи. Вода, хоть и близкая человеку стихия, но уже не совсем родная и поэтому малыш чувствует опасность, угрозу. Отрывок из интервью с заведующей отделом Центра психического здоровья, доктором мед. наук, профессором Галиной Козловской, опубликованном на сайте http://www.mama-papa.com.ua

Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду — причем головкой вниз! — в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — это крайне стрессовая ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, охранительная ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов.  Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.

2) Формирование негативных подавленных состояний (ведь маленький ребенок не может применить силу или проявить агрессию, он этого пока не умеет). И тут опять цитата из статьи Ж.В. Цареградской, психолога-перинатолога (источник):

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.


3) Проблемы с носоглоткой и ЖКТ. Опять копирую, интересно. взято отсюда:
 
Плавание и проныривание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Основным переживаием при этом является падение в бездну и разъединение психики и тела. Эти манипуляции заканчиваются для ребенка сверхстрессом и глубокой депрессией. Возникающие в этом случае изменения в нервной системе и психике ребенка — необратимы. Таким образом, раннее плавание и проныривание младенцев вмешивается в процесс развития нервной системы, грубо нарушая его, приводит к неблагоприятному впечатлению об окружающем мире, а также является основой для развития целого ряда психических расстройств и психосоматических заболеваний. Кроме депрессии при продолжительном проныривании у ребенка развивается гипоксия, на фоне которой возникают носовое кровотечение, судороги, обморок, коматозное состояние, клиническая смерть. Популяризация и широкое распространение грудничкового плавания стало причиной значительного увеличения частоты заболеваний носоглотки. Это связано с тем, что у грудного ребенка носовые и ушные проходы более узкие и короткие, чем у взрослого, а слизистые оболочки носоглотки более чувствительны к продолжительному и интенсивному воздействию воды. Благодаря этим особенностям грудного ребенка вода легко проникает в носовые и ушные проходы, раздражает слизистую и приводит к воспалению. Именно поэтому маленькие пловцы чаще болеют отитом, менингитом и аспирационной пневмонией. Помимо этого, в группе юных пловцов значительно повышен процент желудочно-кишечных заболеваний. Причина этого проста — во время плавания и проныривания дети заглатывают воду, которая не отличается чистотой. Это то же самое, что допаивание грудничка водой, но в несколько раз более грязной. Пищеварительная система ребенка не может адекватно справляться с инородными продуктами, включая и воду, она рассчитана только на усвоение материнского молока. Последствия допаивания и докармливания грудничков известны под названием «бутылочной болезни», возникающей в результате инфицирования. Ежегодно «бутылочная болезнь», в виде тяжелых желудочно-кишечных заболеваний, уносит миллионы детских жизней.

4) И напоследок воспоминания одной мамы в ЖЖ (случайно попала в поисках правильных подходов к нырянию и была поражена):

 ... расскажу Вам про свой опыт: меня проныривали в младенчестве. так вот: болела я всем, чем только можно, включая пневмонию. а что касается психологической стороны вопроса: мне иногда снятся сны, как будто я тону, а сверху человек держит за руку, но не вытаскивает. своего ребёнка я естественно не проныривала.

Выводы писать особо не хочется, нужно поразмышлять.

Комментариям буду благодарна.

5 comments:

  1. Я в шоке от такой информации, если честно. Может, и хорошо, что Настасья с детства купаться не любила (по известным вам причинам :)) А то бы я точно ее нырять учила...

    ReplyDelete
  2. Так вот и мы начали нырять, вроде все нормально, первый этап прошли, когда на личико поливать, а вот следующий когда уже под воду - вижу, что ребенок когда выныривает, первые доли секунды вообще не понимает, что произошло. И какой-то такой взгляд, который мне не понравился. Вернулись к поливанию личика :)

    ReplyDelete
  3. Отличная статья, я подсознательно всегда была против этих манипуляций и правильно, а тут ещё и факты такие!

    ReplyDelete
  4. Отличная статья! Но какая-то однобокая. Я немного не понимаю про падение в бездну, насколько я знаю, ребенка грудничка при нырянии мама или тренер поначалу держат и не выпускают из рук, вытягивают из воды, прижимают к себе. Обливания занимают довольно продолжительный промежуток времени. А само ныряние никогда не происходит когда ребенок не хочет этого, а тогда, им когда он спокоен. В дальнейшем, ребенок отпускается под водой, но в более взрослом возрасте месяцев с 9 и то постепенно. Я сама против ныряния, но на опыте своем точно знаю, что иногда это и необходимо, например, когда ребенок рождается с воронкообразной грудной клеткой и довольно глубокой. Ныряние - часть терапии, которая позволит такому ребенку комфортно жить до операции. После статьи сложилось впечатление, что ныряние сродни экзекуции, но с рождения подготовленному ребенку, при мягком грамотном подходе, на мой взгляд, ныряние на пользу.

    ReplyDelete
  5. Статья однобокая, как заметил предыдущий комментатор, потому, что автор уже принял для себя решение "за" Или "против " Еще до начала своих исследований на этот счет. Тут вопрос, дорогие мои, сугубо субъективный, зависит причем не от одного субъекта а от целых трех. Мама ( папа), тренер, малыш. Начнем с последнего - да, перед нырянием действительно проводится большая подготовительная работа, она включает в себя не только поливание воды на личико, а еще упражнение "пузыри", " Брызги" И еще работа на сближение тренера с малышом - никогда не ныряет с ребенком на первом занятии. НИКОГДА. Это плавно подводит нас ко второму пункту - тренер. Тренер должен быть квалифицированным, иметь действующий сертификат именно по грудничкам; многие тренеры сейчас имеют еще и психологическое и педагогическое образование. Узнайте поподробнее о вашем тренере, присмотритесь во время занятия. Дети крайне сенсорно восприимчивы к чужим эмоциям. Важно, чтобы с ними занимался добрый, образованный специалист. Движения должны быть плавными, неспешными. На первых занятиях вообще не выполняется сложных упражнений потому что малышу необходимо адаптироваться к уже подзабытой среде (воде), к новому месту, все рассмотреть внимательно ( а бассейны для грудничков как правило с расписанными стенами и кучей игрушек) и ребенок должен удовлетворить свой интерес. Так же ему нужно время чтобы познакомиться и начать доверять тренеру. Вот тут главная причина почему вообще появился мамский лагерь "против" Плавания и ныряния - недобросовестные тренеры. Это люди, которые спешат, спешат во всем, со сложными упражнениями, с упражнениями не по возрасту, с ныряниями когда ребенок к ним не готов. Спешат почему? Не отягощены совестью и Хотят произвести впечатление на вас, дорогие мои родители, чтобы вы ушли в состоянии wow эффекта, что ваш малыш и на одной ножке постоял, хотя ему 4 мес только, и нырнул с кувырком, и за руки выпрыгивает из воды, хотя ручки и плечи у него слабые и постоянно хрустят... Потому что таким недобросовестным тренерам гораздо проще намучить ребенка, чтобы произвести на вас впечатление, чтобы вы пришли снова или купили к ним абонемент, чем понятным языком объяснить вам что всему свое время, что есть программа, что одно следует за другим, что ребенок не будет чувствовать себя комфортно в бассейне пока не адаптируется и физически и психологически... Чтобы это объяснить нужно во первых желание, во вторых грамотную речь и в третьих наличие мозгов. Не все тренеры владеют этими качествами одновременно. Ну и третья составляющая - мама (папа). Как и уже я говорила дети считывают эмоции взрослых, особенно это касается мамы. Обратите внимание, на кого в первую очередь смотрит ребенок в любой непонятной ситуации? На маму. Ребенок чистый лист, он еще не знает что думать, что чувствовать по любому поводу. И копирует мамины эмоции. Если мама взвинчена, боится, расстроена, не доверяет тренеру, брови сдвинуты домиком в жалеющей гримассе и перегибается с этим лицом через борт и постоянно тянет руки к ребенку со словами " Ой ты мой маленький, не бойся, не бойся, мама тебя заберет если что", то ребенок будет так же стрессовать все занятие. Поэтому, дорогие мамочки, папочки, грудничеовое плавание и ныряние бесспорно очень полезно, если правильно подойти к вопросу со всех сторон. Не нервничать самой, найти хорошего тренера, дать ребенку время на адаптацию.

    ReplyDelete