Все мамы и папы стремятся вырастить своего ребенка здоровым и сильным. И одним из способов этого достить считается плавание.
Грудничковое плавание вошло в комплекс ухода за новорожденным только с 1939 года благодаря одной австралийской маме по фамилии Тимерман (которая впоследствии занялась грудничковым плаванием профессионально и ездила по многим странам с треннинговыми программами). И на просторах "необъятной" когда-то Советской страны обучение плаванию в домашней ванне и в бассейне при поликлинике вошло в программу ухода за советскими младенцами. Была внедрена разработана и внедрена методика "Плавать раньше, чем ходить" З.П. Фирсова - целая годовая программа с четким комплексом упражнений - столько-то проводок в одну сторону, столько в другую, "два притопа, три прихлопа". Комаровский тоже подробно описывает в своей книге, когда и как начинать плавать и нырять. То, что грудничку полезно поплавать и побарахтаться в воде, у меня не вызывает сомнений.
Но вот что касается ныряний, или опять таки формализованного упражнения под названием "проныривание", мне кажется немного противоречивым. И как мама, которая желает только добра и спокойствия своему малышу, постараюсь кратко изобразить найденные мной ЗА и ПРОТИВ.
Итак, почему нырять ребенку нужно:
1) У ребенка при рожении есть рефлекс "затаивания" (задержка дыхания), который постепенно угасает к 3 месяцам. Поэтому поддерживая этот рефлекс за пределами 3 месяцев, родители могут помочь ребенку научится самостоятельно плавать как можно раньше и сами будут спокойны, что ребенок не захлебнется водой при первом же заплыве. Техника эта известна - ребенку вводится новый рефлекс на команду "ныряй". Подробнее можно или у Фирсова или у того-же Комаровского (языком попроще).
2) Дети при нырянии лучше развивают свои легкие, укрепляют здоровье, защитные силы организма, воссоединяются с водной стихией и т.д. Для подробностей можно обратится к аквакультуре И.Б. Чарковского на его сайте. Как я понимю, этот специалист, педагог, экспериментатор в том числе проводит работы с тяжело больными детками - лечит через принудительное "ныряние" - вот тут еще есть статья-отзыв участницы его семинара-практикума - интересно.
3) Детки - ныряющие груднички лучше развиваются интеллектуально, более уверены, спокойны.
А вот аргументы, почему крохам нырять не нужно:
1) Сильный стресс у малыша при потере поддержки и связи. Вода, хоть и близкая человеку стихия, но уже не совсем родная и поэтому малыш чувствует опасность, угрозу. Отрывок из интервью с заведующей отделом Центра психического здоровья, доктором мед. наук, профессором Галиной Козловской, опубликованном на сайте http://www.mama-papa.com.ua
Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду — причем головкой вниз! — в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — это крайне стрессовая ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, охранительная ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов. Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.
2) Формирование негативных подавленных состояний (ведь маленький ребенок не может применить силу или проявить агрессию, он этого пока не умеет). И тут опять цитата из статьи Ж.В. Цареградской, психолога-перинатолога (источник):
Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.
Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?
Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.
Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.
3) Проблемы с носоглоткой и ЖКТ. Опять копирую, интересно. взято отсюда:
Плавание и проныривание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Основным переживаием при этом является падение в бездну и разъединение психики и тела. Эти манипуляции заканчиваются для ребенка сверхстрессом и глубокой депрессией. Возникающие в этом случае изменения в нервной системе и психике ребенка — необратимы. Таким образом, раннее плавание и проныривание младенцев вмешивается в процесс развития нервной системы, грубо нарушая его, приводит к неблагоприятному впечатлению об окружающем мире, а также является основой для развития целого ряда психических расстройств и психосоматических заболеваний. Кроме депрессии при продолжительном проныривании у ребенка развивается гипоксия, на фоне которой возникают носовое кровотечение, судороги, обморок, коматозное состояние, клиническая смерть. Популяризация и широкое распространение грудничкового плавания стало причиной значительного увеличения частоты заболеваний носоглотки. Это связано с тем, что у грудного ребенка носовые и ушные проходы более узкие и короткие, чем у взрослого, а слизистые оболочки носоглотки более чувствительны к продолжительному и интенсивному воздействию воды. Благодаря этим особенностям грудного ребенка вода легко проникает в носовые и ушные проходы, раздражает слизистую и приводит к воспалению. Именно поэтому маленькие пловцы чаще болеют отитом, менингитом и аспирационной пневмонией. Помимо этого, в группе юных пловцов значительно повышен процент желудочно-кишечных заболеваний. Причина этого проста — во время плавания и проныривания дети заглатывают воду, которая не отличается чистотой. Это то же самое, что допаивание грудничка водой, но в несколько раз более грязной. Пищеварительная система ребенка не может адекватно справляться с инородными продуктами, включая и воду, она рассчитана только на усвоение материнского молока. Последствия допаивания и докармливания грудничков известны под названием «бутылочной болезни», возникающей в результате инфицирования. Ежегодно «бутылочная болезнь», в виде тяжелых желудочно-кишечных заболеваний, уносит миллионы детских жизней.
4) И напоследок воспоминания одной мамы в ЖЖ (случайно попала в поисках правильных подходов к нырянию и была поражена):
... расскажу Вам про свой опыт: меня проныривали в младенчестве. так вот: болела я всем, чем только можно, включая пневмонию. а что касается психологической стороны вопроса: мне иногда снятся сны, как будто я тону, а сверху человек держит за руку, но не вытаскивает. своего ребёнка я естественно не проныривала.
Выводы писать особо не хочется, нужно поразмышлять.
Комментариям буду благодарна.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
Я в шоке от такой информации, если честно. Может, и хорошо, что Настасья с детства купаться не любила (по известным вам причинам :)) А то бы я точно ее нырять учила...
ReplyDeleteТак вот и мы начали нырять, вроде все нормально, первый этап прошли, когда на личико поливать, а вот следующий когда уже под воду - вижу, что ребенок когда выныривает, первые доли секунды вообще не понимает, что произошло. И какой-то такой взгляд, который мне не понравился. Вернулись к поливанию личика :)
ReplyDeleteОтличная статья, я подсознательно всегда была против этих манипуляций и правильно, а тут ещё и факты такие!
ReplyDeleteОтличная статья! Но какая-то однобокая. Я немного не понимаю про падение в бездну, насколько я знаю, ребенка грудничка при нырянии мама или тренер поначалу держат и не выпускают из рук, вытягивают из воды, прижимают к себе. Обливания занимают довольно продолжительный промежуток времени. А само ныряние никогда не происходит когда ребенок не хочет этого, а тогда, им когда он спокоен. В дальнейшем, ребенок отпускается под водой, но в более взрослом возрасте месяцев с 9 и то постепенно. Я сама против ныряния, но на опыте своем точно знаю, что иногда это и необходимо, например, когда ребенок рождается с воронкообразной грудной клеткой и довольно глубокой. Ныряние - часть терапии, которая позволит такому ребенку комфортно жить до операции. После статьи сложилось впечатление, что ныряние сродни экзекуции, но с рождения подготовленному ребенку, при мягком грамотном подходе, на мой взгляд, ныряние на пользу.
ReplyDeleteСтатья однобокая, как заметил предыдущий комментатор, потому, что автор уже принял для себя решение "за" Или "против " Еще до начала своих исследований на этот счет. Тут вопрос, дорогие мои, сугубо субъективный, зависит причем не от одного субъекта а от целых трех. Мама ( папа), тренер, малыш. Начнем с последнего - да, перед нырянием действительно проводится большая подготовительная работа, она включает в себя не только поливание воды на личико, а еще упражнение "пузыри", " Брызги" И еще работа на сближение тренера с малышом - никогда не ныряет с ребенком на первом занятии. НИКОГДА. Это плавно подводит нас ко второму пункту - тренер. Тренер должен быть квалифицированным, иметь действующий сертификат именно по грудничкам; многие тренеры сейчас имеют еще и психологическое и педагогическое образование. Узнайте поподробнее о вашем тренере, присмотритесь во время занятия. Дети крайне сенсорно восприимчивы к чужим эмоциям. Важно, чтобы с ними занимался добрый, образованный специалист. Движения должны быть плавными, неспешными. На первых занятиях вообще не выполняется сложных упражнений потому что малышу необходимо адаптироваться к уже подзабытой среде (воде), к новому месту, все рассмотреть внимательно ( а бассейны для грудничков как правило с расписанными стенами и кучей игрушек) и ребенок должен удовлетворить свой интерес. Так же ему нужно время чтобы познакомиться и начать доверять тренеру. Вот тут главная причина почему вообще появился мамский лагерь "против" Плавания и ныряния - недобросовестные тренеры. Это люди, которые спешат, спешат во всем, со сложными упражнениями, с упражнениями не по возрасту, с ныряниями когда ребенок к ним не готов. Спешат почему? Не отягощены совестью и Хотят произвести впечатление на вас, дорогие мои родители, чтобы вы ушли в состоянии wow эффекта, что ваш малыш и на одной ножке постоял, хотя ему 4 мес только, и нырнул с кувырком, и за руки выпрыгивает из воды, хотя ручки и плечи у него слабые и постоянно хрустят... Потому что таким недобросовестным тренерам гораздо проще намучить ребенка, чтобы произвести на вас впечатление, чтобы вы пришли снова или купили к ним абонемент, чем понятным языком объяснить вам что всему свое время, что есть программа, что одно следует за другим, что ребенок не будет чувствовать себя комфортно в бассейне пока не адаптируется и физически и психологически... Чтобы это объяснить нужно во первых желание, во вторых грамотную речь и в третьих наличие мозгов. Не все тренеры владеют этими качествами одновременно. Ну и третья составляющая - мама (папа). Как и уже я говорила дети считывают эмоции взрослых, особенно это касается мамы. Обратите внимание, на кого в первую очередь смотрит ребенок в любой непонятной ситуации? На маму. Ребенок чистый лист, он еще не знает что думать, что чувствовать по любому поводу. И копирует мамины эмоции. Если мама взвинчена, боится, расстроена, не доверяет тренеру, брови сдвинуты домиком в жалеющей гримассе и перегибается с этим лицом через борт и постоянно тянет руки к ребенку со словами " Ой ты мой маленький, не бойся, не бойся, мама тебя заберет если что", то ребенок будет так же стрессовать все занятие. Поэтому, дорогие мамочки, папочки, грудничеовое плавание и ныряние бесспорно очень полезно, если правильно подойти к вопросу со всех сторон. Не нервничать самой, найти хорошего тренера, дать ребенку время на адаптацию.
ReplyDelete